Вашему ребенку пора повзрослеть! Вот где его научат ответственности

«Мой ребенок замыкается в себе», «Я хочу, но не знаю, как помочь», «Я теряю влияние и авторитет»… К 12−14 годам воспитание ребенка может стать катастрофой. Пришло время увидеть в нем маленького взрослого. Но как? Такую задачу поставили тренеры курса взросления«Менеджинариум»в школе Sir Fox.


Это тот случай, когда программа создавалась не «как для себя», а действительно — для себя. Автор — Юрий Анушкин, известный бизнес-тренер и создатель курса управленческих навыков MANAGYM«Двое моих детей входят в подростковый возраст, и возможности меня как родителя резко ограничиваются. Подростки ищут авторитеты во внешнем мире, и я не могу быть и папой, и „не-папой“. Мне нужно, чтобы в Минске было образовательное пространство, куда можно впустить моих детей без опасений», — рассказывает Юрий.

«Взрослый» — это как? Основа программы

Юрий опирался на 30-летний опыт в сфере обучения. В основе «Менеджинариума» — теория трансактного анализа психолога и психиатра Эрика Берна. Ее идея в том, что личность включает в себя состояния родителя, взрослого и дитя. «Родительская» часть состоит из традиций, правил, опеки, «детская» — из несдержанности и перекладывания ответственности, а «взрослая» действует рационально и выступает внутренним арбитром между эмоциональным ребенком и предубежденным родителем. «Задача минимум — показать подростку, что эти состояния отличаются. Сверхзадача — научить осознанно удержать позицию взрослого», — продолжает автор программы.



В этом смысле подросток даже не всегда является «ребенком». Случается, что ему приходится включать роль родителя. Например, дочь опекает эмоционально незрелую маму, успокаивает ее. «Таких детей легко распознать даже по движениям. Они будто тянут непомерный груз, слегка сутулятся. Это значит, что кто-то из ближнего окружения взвалил на них ответственность», — объясняет Юрий. И это, конечно, не означает быть «взрослым».


А кто такой «взрослый»? Разделяющий ответственность. Рациональный. Способный осознавать эмоции и управлять ими. Эти качества и помогают «включить» на курсе.


Как «включить» взрослого в ребенке? Подход


На «Менеджинариуме» собирается две возрастных группы — 12−14 и 15−16 лет. Смешивать их нельзя: «В этом возрасте динамика развития личности настолько стремительна, что в 12 лет подросток может в куклы играть, а в 14 уже по дискотекам ходить».



Курсы ведут опытные психологи и бизнес-тренеры. Ведут по двое — мужчина и женщина, потому что важно, чтобы и парням, и девушкам было с кого брать пример. Но самое главное, что пример этот не «идеальности» (того, «как надо»), а «настоящности» — того, как есть. Ведь если рисовать лживые образы и «играть в манипулятивные игры», то подростки это мгновенно раскусят. Тренеры являются примером взрослости. Они ведут себя на равных. Договариваются, а не указывают. Четко разделяют ответственность. Способны говорить о своих чувствах. Умеют мыслить и действовать рационально.


«Настоящий — это когда то, что я говорю о себе другим и себе самому, совпадает с действительностью, — поясняет Денис Гурленя, сооснователь школы Sir Fox. — Сегодняшними подростками сложно манипулировать. Намного сложнее, чем раньше можно было манипулировать мной и моими сверстниками. Если мне говорили „надо“, я слушался, у меня не было отторжения.


«Приведу пример. Мы очень много проводим собеседований в поисках лучших преподавателей по языку. Один из наших кандидатов, с хорошим опытом работы в обучении, проявился для нашей специальной группы, которая проводит оценку потенциальных членов команды, в роли «злой училки», с позицией «я взрослая, вы дети». Она, вроде бы, все делала правильно с точки зрения материала, но вот «позиция» и роль в учебном процессе, которая была выбрана… После тестового занятия с этим преподавателем к нам подошел один из участников и спросил: «А что с ней не так?» Она все делает правильно, по своей методике, но так уже не работает! И дети на это реагируют».



Эмоции, доверие, поддержка — все это темы занятий


Самое сложное — мотивировать прийти в первый раз. «Родители сами нас спрашивали, как сделать, чтобы их ребенок пришел. Мы отвечаем: предложите просто попробовать».


И вот, на первом занятии перед тренером 15−16 человек, уткнувшиеся в смартфоны. Что делает тренер? Признает, что большинство здесь по просьбе родителей: «Ну что, поднимите руку, кого родители заставили? Мы все понимаем, никто вас не держит».Первый шаг на пути к честности сделан.


После пробного занятия на первом наборе остались почти все — 30 человек. Начинается два месяца ускоренного взросления. Вначале недоверие, закрытость, настороженность и тревожность. Очень многое зависит от пространства, и в Sir Fox оно очень располагающее: пол покрыт ковролином, есть мягкие кресла и меловые стены, кухня и диванчики.


На старте группа договаривается об общих правилах. Не кричать, не перебивать… Это еще один шаг к ответственности: все проголосовали, и теперь при нарушении тренер не будет пенять на собственный авторитет, а покажет на плакат в углу комнаты.


У каждого занятия есть цель: например, познакомиться с понятием группы и групповой динамики. Есть точка входа (простое упражнение), кульминация (обычно бизнес-игра) и обсуждение. Многие игры взяты из бизнес-курсов, по которым обучаются собственники и топ-менеджеры.


Эмоции, доверие, поддержка — все это темы занятий. Например, обучение доверию начинается с простой игры про падение спиной на руки. Затем участники разбиваются на группы и играют в «крестики-нолики». Но вместо того чтобы договориться, начинают мешать друг другу: «Я не выиграю, но и тебе не дам». В итоге не выигрывает никто. Разбор — что произошло, что мешало?


После разминки — большая бизнес-игра «Красное и черное». Часто ее используют на тренингах продаж. Участники организуют несколько фирм, и выигрывает тот, кто больше всех заработает. Как реагировать на то, что тебя «кинули»? «Кидать» или не «кидать» в ответ?


А пока подростки учатся, занятия проходят и у их родителей. Дважды за курс тренеры собирают родителей и объясняют, с чем сейчас знакомятся их дети. «Мы считаем важным научить родителей тому же, чему учим их детей. Важно, чтобы изменения в поведении подростков были поняты и приняты родителями. Если не работать с родителями, вся наша работа с подростками может оказаться бесполезной», —поясняет Юрий Анушкин.



В завершение курса — совместный поход за город. Старт в 6.45, прибытие домой после полуночи… Посмотрите, как прошел этот поход в апреле:




Как понять, что стал взрослым? Завершение курса


Нельзя сказать, что подросток выходит с курсов зрелой личностью. Но взросление складывается из мелочей, которые очень заметны и ценны для них самих и окружающих. Денис Гурленя вспоминает историю: «Как-то в конце курса ученики играли в нашем холле и рассыпали печенье. Я подозвал одного из них и говорю: „Показать, где метла?“ — „Да“. Он сказал это с абсолютным пониманием дела и согласием и пошел подметать. Он искренне, без фиги в кармане, принял свою ответственность, без какого-либо давления или возгласа негодования. Я не могу представить, что этот же подросток ответил бы два месяца назад таким же осознанным и спокойным действием».


«Они начали слышать, видеть и понимать вещи, о которых с ними не разговаривали раньше. Это не про „и вот я другой“, а про „я обнаруживаю себя — таким, какой я есть“», — добавляет Юрий.


Посмотрите отзывы, чтобы узнать, что о курсе думают сами подростки:





Такое обучение неплохо и для взрослых провести… Денис смеется: «Что вы думаете, и такое было! Недавно я получил заявку на участие в „Менеджинариуме“ от мамы подростка. Стал обсуждать с ней ее ребенка, но неожиданно оказалось, что она хотела бы пройти курс для себя!».  Но если совсем серьезно, то эти навыки действительно не помешали бы тем, кого мы называем взрослыми из-за их возраста. Спросите себя, много ли людей в вашем окружении держат слово, управляют своими эмоциями, способны действовать рационально и продуманно?


А ведь главное, что родитель может сделать не только для себя, но и для своего ребенка — это показывать личный пример взрослой позиции. Замечать, что ребенок растет. И тренировать его собственную ответственность и рациональность. Летом школа проведет три потока «Менеджинариума» — это всего 45 человек. Приходите на первое бесплатное занятие — и вы посмотрите, как могут найти себя ваши взрослеющие дети.

Читайте также:
3 января 2024
Программа Vстречень

Ни  войны, ни  GPT чат, ни  грядущий апокалипсис не помешает нам снова  встретиться   на берегу  озера Плавно  в  дни  весеннего солнцестояния  и   поговорить «за  жизнь»,  послушать умных  и странных людей, пошалить и встретить наш новый год, который для многих  из нас начинается  именно со Встреченя! Тема  этого  года   Singularity.BY. И не надо ехидно ухмыляться! […]

29 ноября 2022
Управлять – это предвидеть. Репортаж о форсайте для OZ.BY

Сага о форсайте Максима «Gouverner, c’est prévoir!» что в переводе означает «Управлять – это предвидеть» принадлежит Эмилю де Жирардену (1802–1881). Газетчик издававший самые популярные во Франции газеты, продававшиеся в полцены, потому что он был первым, кто начал финансировать издание газеты за счет рекламы (в том числе скрытой) и удерживал внимание читателей газеты романами-сериалами таких авторов как Бальзак, […]

3 июня 2022
От процессника к результатнику – и обратно

Деловые люди и особенно руководители процессников не любят. Кто это такие? Процессниками они называют людей, которые ведутся на внутренние и внешние обстоятельства, живут не ставя себе цели или забывая о поставленных целях. Им интереснее процесс, а не результат. Процессник живет тем, что он думал, чувствовал и делал, а что получилось в результате – ну, это […]

11 октября 2021
«Мы оказались в новом мире с отвратительными понятиями». Бизнес-тренер о том, как находить сильные решения и влиять на будущее

«Сложность бизнеса в том, что это динамичная среда со множеством контекстов. Движение в ней похоже на переход по болоту, в котором главная задача — верно определять „твердое“, то, на что можно опереться. Ошибка же может быть фатальной…» — делится своими мыслями Юрий Анушкин, бизнес-тренер MANAGYM, директор QA Academy. Так на что же опереться предпринимателям во время турбулентности, потери вектора, целей и смыслов? О поиске ценностей, о том, какую роль в его профессиональном становлении сыграл гуру […]

24 марта 2021
Vстречень 2021: Поэтика. Культурный код Беларуси.

Информацию про   людей, идеи,  событий,  артефакты Vстреченя   и  их  взаимосвязи,  Вы  можете  увидеть в  сделанной  Александром Поваляевым с  помощью  программы   Obsidian Publish    полной   сборке  мероприятия  ЗДЕСЬ! В этом году,  планируя  Лагерь  для  предпринимателей  по жизни  Vстречень  2021,  мы  решили  не  игнорировать  события   последнего  года  и   наряду с  вечной  темой  поэзии и творчества   включили   в   проработку   […]

1 марта 2021
Шмели против бабочек. Адаптация молодых специалистов и формирование будущей элиты.

Проблема:   студенты      университетов   оказываются  перед жестким выбором:  либо  с 2-3 курса  идти  работать, чтобы  адаптироваться  к  реальности  ценой   учебы, либо   максимально погружаться в    университетскую   образовательную  среду  ценой  опыта работы и  адаптации к  реальности, находящейся  за  пределами  университетского городка. В данной  статье  анализируются  последствия   упомянутого выбора  и  делается  ряд предположений о том,  каким образом  можно   снять  противоречие   между   ориентацией  […]

2 февраля 2021
О проблемах трудоустройства сотрудников государственного сектора.

События лета-зимы 2020 года сопровождались не только уличными протестами, но и публичным предъявлением своего несогласия с государственной политикой в отношении протестующих со стороны государственных служащих, работников государственного сектора. Это несогласие, зачастую выражалось в увольнениях по собственной воле или же предъявление позиции приводило к увольнениям за участие в протестном движении. Без работы остались десятки высокопоставленных государственных […]

4 января 2021
Репортаж о третьем тренинге X-Press для компании LIFE

Когда  руководители   в  возрасте  за  30  приходят  на  бизнес обучение,  у них на лицах  написан скепсис.    На  вопрос: « Чего  Вы ожидаете от обучения?»  типичный  ответ: «Давайте  все  быстренько  пройдем  и  Вы нас отпустите на час  раньше!»      Но,  ничего,  уже  через 15 минут   все  участники   сначала  разминаются  в  игре,   а  затем в   напряженной  тишине  уже  делают свои  […]

12 сентября 2020
Личный коучинг: кому и зачем нужно персональное сопровождение

Иногда человеку нужен свежий взгляд на вещи, одна подсказка, один совет – и заветная мечта становится реальностью. Таким рычагом, дающим импульс к движению в правильном направлении, является личный коучинг. Реальная поддержка в самый нужный момент помогает избежать срыва, когда цель уже так близка. Как гласит народная мудрость – одна голова хорошо, а две лучше. Не […]

Оставьте комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *