Новый курс управленческих навыков

MANAGYM
9 ноября
новый набор

О быстром форсайте

«Хорошо бы и соломки подстелить и синюю птицу поймать…»

Народная мудрость

Классический инструмент, часто используемый при планировании будущего компаний — SWOT анализ помогает структурированно и технологично взглянуть на внутренние и внешние угрозы и возможности и спланировать действия с их учетом.

Иногда используется формат стратегической сессии, при котором Ведущий выступает в роли внешнего посредника между Собственником и Управленческой командой в их взаимодействии по решению конкретных стратегических проблем жизнедеятельности компании.

В этом случае формат сессии позволяет не только найти решение, но и наглядно увидеть, как управленческая команда работает с проблемами, кто как относится к целям компании, кто готов брать на себя ответственность и действовать и другие, важные для Собственника характеристики нанятых им людей.

Но всегда есть несколько вопросов от ответов, на которые зависит успешность стратегической сессии:

  • как быстро включить людей в процесс
  • как избежать бесплодных выступлений и обсуждений не ведущих никуда и ни к чему?
  • как зафиксировать ответственность за слова, предложения, обещания, планы?
  • как синхронизровать идеи, слова как высказанные, так и подразумеваемые?
  • как сохранить баланс актуальной проблематики между обсуждением очевидного и «улетом» в космические корабли бороздящие просторы Вселенной?
  • как привести абстрактное обсуждение перспектив и опасений к конкретным проектам с искренне заинтересованными в их успешности управленцами?

Эти вопросы у Заказчика, как правило возникают не «до» стратегической сесии, а уже «после» J.

Ниже я попытаюсь ответить на них, поделившись своим видением формата быстрого форсайта. Вдруг пригодится тем, кто еще только планирует проведение стратегической сессии осенью.

Методология быстрого форсайта начинается с предварительного согласования с Заказчиком результатов, которые он хотел бы получить по итогу. Для этого чаще всего используется компактная схема, предложенная авторами технологии RAPID FORSIGHT:

форсайте

Схема из « МЕТОДОЛОГИЯ RAPID FORESIGHT 0.4 / RAPID FORESIGHT METODOLOGY»

Эта схема позволяет уже на стадии проектирования форсайт-сессии очертить круг работы, ответив на вопросы:

  • «С кем работаем? Кто Актор, Игрок, Субъект форсайта? Это Компания в целом? Отрасль? Территория?»,
  • «Почему есть необходимость в сессии? С каким этапом развития Компании мы планируем иметь дело?»,
  • «Какие продукты мы планируем получить по итогу сессии?»

Ответы на эти вопросы определяют подходы к организации сессии и ее дизайну. Уже становится понятно, сколько нам нужно времени, кто должен быть участниками, где лучше сессию проводить и что должно ей предшествовать.

А главное, мы очерчиваем предметное поле, контекст, что позволяет держать цель, постоянно различать главное и второстепенное, избегать ненужных отклонений от темы.

Можно далее подробно расписывать методологию и нюансы форсайта, но это уже сделано авторами методики. Если есть силы и желание подробно изучить теорию, это можно сделать на сайте Агенства Стратегических Инициатив.

А отвечая на вопросы, заданные выше, хочу отметить следующее:

Опыт проведения форсайтов показывает, что его участники включаются в процесс через 15-20 минут после начала. Причем методология подразумевает, что каждый участник задумывается над поставленными вопросами, формулирует свои предположения и идеи письменно на карточках по определенным правилам, защищает свои идеи, доказывает, спорит, в общем, активно участвует в работе «коллективного разума».

Форсайт построен как последовательность этапов, каждый из которых имеет четкие смысловые и временные границы. Выступления не по теме легко пресекаются, потому что Тема всегда четко обозначена и понятия определены.

  • Выделяем Тренды, разбираем События, изучаем Форматы, предполагаем Нормативные Акты, вникаем в Технологии, рассматриваем Угрозы и Возможности…

Участники работают в рамках заданных целей и определений, которые дисциплинируют мышление, речь и действия. При этом, сама последовательность гибкая и легко трансформируется к любому развитию событий. В процессе форсайта, когда его ведут опытные Мастера, отсутствует ощущение скуки, потери смысла и энергии.

Карта форсайта материализует идеи, превращая их в заполненные карточки, линии трендов, группировка смыслов, которые хорошо видны всем участникам форсайта. Люди, не отрываясь, смотрят на карту, замечая все новые связи и зависимости, находя новые идеи, удивляясь и испытывая инсайты… На карточках помечаются авторы идей, что делает их персонализированными и эмоционально окрашенными.

По ходу форсайта экспертиза разных участников становится доступной всем. Люди проговаривают то, что в привычных корпоративных форматах взаимодействия обычно оставляют при себе. Общение и проработка темы форсайта обретает глубину и личностную вовлеченность.

Процесс обсуждения Образа желаемого будущего это всегда вызов и провокация, заставляющая участников договариваться между собой и соотносить себя лично с общим видением будущего. Это не безответственный прогноз «для кого то», это эмоциональное желание возможного для себя лично!

Если верно рассчитан ресурс времени, участники форсайта имеют возможность не просто создать карту будущего, но и найти свое место в этом будущем, причем, не в формате смиренного принятия, а в залоге конкретной деятельности, проектного подхода.

  • На одном из корпоративных форсайтов (регионального российского банка), участники форсайта представили Генеральному директору 11 проектов. Из них, после презентаций и обсуждений были выбраны путем денежных ставок J 3 приоритетных проекта под которые Гендир выделил ресурсы для реализации. Естественно, те, кто эти проекты представил и защитил, стали проектными мендежерами и выиграли денежные ставки в размере превышавшем их месячный оклад.

Подобного рода форсайт-сессии создают в Компании культуру проактивного отношения к Будущему, приучают выделять время для «всматривания» в открывающиеся возможности в точках бифуркаций, помогают «снимать шоры» неписанных запретов на обсуждение нелицеприятных тем, вскрывают личные позиции по отношению к Компании и ее целям, подталкивают менеджмент к сильным решениям.

А главное, снимают табу на право конструировать собственное будущее!

Раз за разом, проводя форсайт-сессии я замечаю в людях способность предугадывать развилки ближайшего и среднесрочного будущего и стремление делать осознанные выборы в точках равновесного состояния, когда от минимальных усилий может зависеть как их личное будущее, так и будущее их Компании.

 

Рубрика:

Наши клиенты

г. Минск
ул. Толбухина, 2,
Бизнес-центр Time эт. 5
Телефон:
+375 29 68-34-600
E-mail:
managym.by@gmail.com
Соц.сети:
Facebook ВКонтакте
контактная информация